Проведение ремонта масляных радиаторов своими руками
Маслонаполненные электроприборы — востребованные в быту агрегаты с длительным сроком эксплуатации. Они изготавливаются в промышленных условиях с применением современных технологий. Но такие приборы не всегда устойчивы к возможным нештатным ситуациям, поэтому иногда все-таки выходят из строя. В некоторых случаях можно выполнить ремонт масляных радиаторов своими руками, значительно сэкономив семейный бюджет.
Строение обогревателя
Прежде чем приступать к ремонту любых электрических приборов, важно изучить устройство изделия и принципы его работы. После ознакомления с этой информацией разобрать масляный радиатор не составит труда. Составляющими частями отопительного оборудования являются:
- корпус из металла;
- нагревательный элемент (ТЭН);
- блок управления;
- соединительные провода.
В корпусе прибора находится масло, нагрев которого осуществляется после включения ТЭНа. В процессе работы нагреваются стенки радиатора, а от них и все помещение. При достижении определенных температур срабатывает блок управления, вследствие чего отключается нагревательный элемент. Такие циклы повторяются на протяжении всего времени, пока изделие подключено к источнику питания. В результате поддерживается постоянная температура.
Как устроен масляный обогреватель и как его можно починить, смотрите в данном видео:
Основные проблемы и их решение
Для устранения неисправностей в радиаторе требуется соблюдать некоторые правила и иметь определенные навыки. Следует отметить, что при поломке любого из элементов прибора необходимо прекратить его эксплуатацию до окончания ремонтных работ.
Важно понимать, что восстановить работоспособность основной массы комплектующих нагревателя в домашних условиях не представляется возможным или же для этого нужны профессиональные знания и опыт. Экспериментировать с поломанными электрическими узлами нежелательно, ведь такие манипуляции чреваты последствиями в виде травм, взрывов и пожаров. Именно поэтому при отсутствии необходимой подготовки лучше всего заменить элемент, который пришел в негодность. Во время ремонта нужно придерживаться определенных рекомендаций:
- обязательно выключить агрегат из розетки;
- остудить изделие до комнатной температуры;
- запрещается оборудовать прибор комплектующими, изготовленными кустарным способом;
- избегать контакта масла с телом и электропроводкой;
- если необходимо заменить основной кабель, он обязательно должен быть с заземлением.
Существует не так много возможных неисправностей масляных обогревателей. Их причины бывают электрического и механического характера. Зачастую сбои в функциональности электрооборудования обусловлены выходом из строя нагревательного элемента, теплового реле, термопредохранителя, а также выключателя. Очень редко бывают проблемы с электропроводкой.
К механическим неисправностям относится нарушение целостности корпуса и появление отверстий, через которые протекает масло. Определить неисправность не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Протечка выявляется по характерным пятнам масла под агрегатом. Все остальные поломки связаны с электрической частью.
Протечка прибора
Нарушение герметичности агрегата зачастую происходит при механических повреждениях, а также вследствие появления коррозии, образованной из-за дефектов лакокрасочного покрытия. Если давно используемый и уже привычный обогреватель потек, тогда можно попробовать самостоятельно устранить эту неисправность. Ремонтные работы возможно осуществить при условии, что прибор старого образца и изготовлен отечественным производителем, а также оснащен съемным нагревательным элементом.
Сначала нужно разобрать масляный обогреватель. Для этого необходимо отсоединить блок управления, внутри которого расположен ТЭН. Последний следует аккуратно выкрутить и слить масло в чистую емкость. После проведения этих манипуляций нужно заполнить агрегат водой, чтобы избежать воспламенения масла внутри.
После обнаружения места протечки устранить ее можно с помощью сварки, но предварительно необходимо зачистить корпус грубой наждачкой или болгаркой. В зависимости от размера и месторасположения повреждения врезается латка из металла, которая затем накладывается на отверстие и обваривается.
Сварочный шов необходимо тщательно зачистить и отшлифовать, затем обезжирить и покрасить термостойкой краской. После высыхания лакокрасочного покрытия в устройство заливается масло на 80% объема. Затем прибор собирается в обратном порядке.
Более современные ребристые конструкции ремонтировать нецелесообразно. Это обусловлено тем, что они изготовлены из тонкой стали с применением лазерной сварки. Восстановить герметичность таких агрегатов технически очень сложно, а в бытовых условиях практически невозможно или это потребует больших финансовых затрат. Кроме того, изделия нередко оборудованы несъемным нагревательным элементом, поэтому слить масло можно только через поврежденный участок, а залить обратно уже не получится.
Замена ТЭНа
В большинстве случаев все масляные нагревательные приборы при включении в сеть потрескивают. Это неопасно, ведь звук обусловлен расширением корпуса под действием нагрева. Если после включения прибора и установки необходимых показателей мощности и температуры агрегат не издает звуков, значит, нагрева нет. Причиной поломки может послужить неисправность ТЭНа или электрической проводки.
Важно тщательно смотреть электрокабель на предмет повреждений. Если видимых дефектов не обнаружено, тогда нужно провести демонтаж стойки с корпуса и отсоединить радиатор от блока управления. Для этого на нем необходимо снять табличку с надписью «Не накрывать» или «Do not cover», под которой находятся крепежные винты. Открутив последние сверху, на нижней части нужно отстегнуть пружинные фиксаторы и снять боковую часть.
Необходимо тщательно осмотреть проводку и изоляцию, проверить качество соединения. Особое внимание уделить участкам, на которых замечены изломы или окисления. Если обнаружен поврежденный проводник, нужно заменить его на новый. Окисленные контакты зачистить с помощью наждачной бумаги.
Следующий шаг — прозвонка деталей при помощи мультиметра. Ее необходимо начать с участка от вилки до ближайшего места коммутации. Разноцветные жилы в проводах упрощают отслеживание направлений проводки. Если тестер издает звуковой сигнал, значит, проводник целый. Отсутствие звуков свидетельствует о повреждениях.
Снаружи ТЭНа находятся предохранители — это необходимо учитывать при прозвонке. Бывают ситуации, когда нагревательный элемент рабочий, а перегорают защитные детали.
Если при тестировании обнаружена поломка элемента нагрева, дальнейшие манипуляции зависят от способа монтажа ТЭНа в обогреватель. Если крепление резьбовое, можно самостоятельно заменить элемент. Для этого нужно выкрутить его и установить аналогичную деталь по температуре и мощности.
Если агрегат оснащен несъемным нагревательным элементом, который завальцован внутрь, то в домашних условиях развальцевать его и провести монтаж новой детали практически невозможно. В этом случае необходимо задуматься о приобретении нового изделия.
Поломка терморегулятора
При тестировании исправности регулятора температур следует пошагово выполнить ряд манипуляций. Некоторые из них:
- Прозвонить небольшой участок цепи, который идет от вилки до регулятора.
- Установить минимальное значение температуры и снова провести тест — прибор должен показать разомкнутую цепь.
- При включении ТЭНа и установке терморегулятора в значение больше нуля цепь должна быть замкнута.
Если прозвонка деталей выявила отсутствие работоспособности (например, радиатор не реагирует на изменение температур или переключение мощности), тогда элемент необходимо заменить на новый. Это обусловлено тем, что выявлять его технические характеристики, а затем ремонтировать в промышленных условиях нецелесообразно, а в бытовых — очень сложно. Если регулирующий механизм полноценно функционирует, нужно очистить его от загрязнений, а также подтянуть контакты.
Неисправность биметаллической пластины
Вопрос относительно возможности взрыва обогревателя актуален, ведь давление масла в устройстве достигает высоких показателей, а воздушное пространство в виде 20% объема, безусловно, имеет ограниченный потенциал. Чтобы предотвратить это, прибор оснащен термореле. Зачастую эта деталь представлена в виде биметаллической пластины, которая замыкает электроцепь. Если мультиметр фиксирует разрыв в этом месте, деталь подлежит замене на новую с аналогичными характеристиками.
Масляные радиаторы взрываются очень редко. Это обусловлено тем, что в них присутствует множество защитных ступеней, которые дублируют друг друга. Вероятность одновременной поломки всех систем безопасности очень низка.
Отсутствие выключения при падении
Размыкание цепи при опрокидывании или наклоне изделия обеспечивается механизмом. Его действие основано на присутствии подвешенного груза, который при отклонении от вертикального положения остается в прежнем состоянии.
Тестирование этой детали осуществляется методом раскачивания агрегата вручную. Если при проведении этих манипуляций обогреватель не отключается, тогда нужно очистить его о
т пыли и хорошо расходить, но лучше всего — заменить, ведь установка не займет много времени.
При неисправности защитного выключателя отопительные приборы не взрываются. Это объясняется тем, что при перегреве непокрытых маслом нагревательных элементов на них срабатывает защита или электроцепь размыкается с помощью термореле.
В домашних условиях вполне реально починить масляный обогреватель. При выявлении неисправностей лучше всего заменить неработающие детали, не пытаясь их отремонтировать. Это обусловлено различными факторами опасности, требующими профессиональных навыков.